Ароматерапия - что это?

     Ароматерапия — одна из наиболее быстро прогрессирующих областей народного целительства, особенно на Западе. Она быстро завоевывает уважение со стороны специалистов общепринятой медицины. Искусные мастера ароматерапии сейчас не только занимаются частной практикой, но и работают в больницах, приютах, оснащенных аптеками, в кабинетах врача.

   Ароматерапия — целостное искусство, которое может помочь обрести гармонию тела, эмоций и духа.
     В свою очередь оно составляет часть целостной системы целительства. Особенностями данной системы считают-ся выявление основных причин болезней, а не только их симптомов; пробуждение внутренних способностей тела к са-мооздоровлению и достижению гармонии.    Ароматерапия простирается гораздо дальше простого использования эфир-ных масел. Для достижения абсолютного здоровья всегда необходимо принимать во внимание диету и образ жизни.

  Из истории ароматерапии 

     Растения использовались в медицине уже на заре истории человечества. Первобытные люди для выживания пола-гались только на свои инстинкты. Следуя своему обонянию и накапливая опыт, они обретали знания о том, что некото-рые растения обладают способностью вылечивать недомогания и болезни. Когда животные заболевают, они инстинк-тивно ищут растения, способные облегчить страдания и вылечить их.

Ранние цивилизации

     В пещерах Ласко во французской провинции Дордонь есть наскальные рисунки, изображающие способы исполь-зования растений для оздоровления и лечения. Археологи предполагают, что рисунки имеют возраст 20 тысяч лет.
     Керамический дистиллятор, которому, по мнению специалистов, не менее 5 тысяч лет, хранится в музее Тазила в Пакистане. Вероятно, его использовали для приготовления ароматических жидкостей и, может быть, даже для получе-ния эфирных масел. Как полагают, дистиллятор принадлежал древним цивилизациям индусов или арабов. Находка вы-зывает к себе большой интерес, тем более что считалось, будто дистилляцию изобрели всего тысячу лет назад. Других свидетельств использования дистилляции в период между пятым и первым тысячелетиями до н. э. нет. Значит, 5 тысяч лет назад древние цивилизации могли быть гораздо более развитыми, чем думали раньше.

Египет

     Я считаю, что ароматерапия зародилась в Древнем Египте и что растения стали использовать для лечения по меньшей мере за 3 тысячи лет до Рождества Христова. Существует много свидетельств, убеждающих нас в повседнев-ном использовании благовоний египтянами. Около 3 тысяч лет до н. э. король Джосер* воздвиг ступенчатую пирамиду в Сахаре. Ее главным архитектором был гений по имени Имхотеп — выдающийся врач, астроном и мудрец. Имхотеп очень много работал над распространением медицинских знаний среди своих современников, иногда его даже называ-ют праотцом ароматерапии.
     *Джосер — египетский фараон III династии, правивший ок. 2780—2760 годов до н. э. При нем завершилось объе-динение Верхнего и Нижнего Египта. — Здесь и далее прим. ред.
До нас дошло очень мало папирусов по медицине. По «Папирусу Эберс» (1550 год до н. э.) можно судить о ши-роком распространении и частом использовании благовоний в египетской медицине. Благовония применяли как внут-ренне, так и наружно для устранения проблем со здоровьем. Египетские жрецы прописывали целебные вина при лю-бых заболеваниях. При заболеваниях органов дыхания применяли ингаляции. Сидячие ванны и души рекомендовали при гинекологических расстройствах. Для полости рта и десен применяли полоскания, при заболеваниях кожи — мази.
     Простые египтяне той далекой поры использовали пахучие вещества для лечения болезней, а также при приго-товлении пиши. Например, чеснок ценился очень высоко: он предотвращал болезни и распространение эпидемий. Ис-пользовали и другие травы и специи: семена аниса, тмин, мяту, майоран, петрушку.
     Египетские мастера благовоний были весьма искусны. Они создали знаменитое «Кифи» — утонченные духи и ладан. В его состав входило 16 ароматических веществ. Точные ингредиенты «Кифи» неизвестны, но, как полагают, туда входили (помимо прочих) аир тростниковый, корица, ладан, хна, можжевельник и мирра. «Кифи» было очень по-пулярно в домах египтян: его не только использовали как духи и курили как ладан, но и применяли как лекарство. «Кифи» вдыхали во время медитации для усиления эффекта. Его ингредиенты позволяли достичь новых уровней соз-нания. Ладан также использовали для усиления духовной и психической сосредоточенности. Поразительно, что в 1922 году при вскрытии гробницы Тутанхамона, правившего между 1361 — 1352 годами до н. э., в одном из запечатанных сосудов содержимое имело запах, несмотря на минувшие 3300 лет! В состав содержимого сосуда входил ладан.
     Египтяне очень хорошо знали о способности ароматов воздействовать на эмоции. У каждого фараона имелось множество различных духов, созданных именно для него. Они предназначались для подъема настроения, устранения нервозности, усиления полового возбуждения, успокоения, а на случай войны — создания агрессивного настроения.
Духи и религия имели тесную связь. Египтяне украшали своих богов ароматическими маслами, иногда их статуи намазывали благовониями. Например, мирра посвящалась луне, а ладан — богу солнца Ра. Во время религиозных це-ремоний, принося жертвы богам, курили благовония. (От латинского выражения per fumum и происходит слово «пар-фюмерия», то есть «посредством дыма».)
     Состоятельные египтянки после бани с удовольствием принимали процедуры ароматического массажа. Девушки-рабыни наносили на кожу пациенток омолаживающие ароматические масла. Кедровое масло пользовалось особым ус-пехом. Египтянки знали даже о контрацепции. В качестве спермицидов применяли особые смеси ароматических ве-ществ, вводя их в вагину.
Египтяне верили в перевоплощение душ и загробную жизнь. Думая о Древнем Египте, мы всегда вспоминаем о мумиях. Специалисты по бальзамированию достигли потрясающей продолжительности и воистину замечательного мастерства. Многие основные органы удалялись, включая мозг (который извлекали через ноздри) и внутренние органы. Освобожденные полости заполняли миррой, кассией, кипарисовым маслом и другими ароматическими веществами. Кровь выкачивали, а тело обмывали в содовом растворе. После этого оставляли на 70 дней. Затем тело оборачивали бинтами, пропитанными различными ароматическими веществами, в том числе и кедровым маслом. У каждого мастера по бальзамированию был собственный рецепт. Составы обладали поразительной способностью сохранять человече-скую плоть, и даже в наше время, спустя тысячи лет, находят прекрасно сохранившиеся мумии. Так сложно и тщатель-но мумифицировали только высокопоставленных жрецов и фараонов.
     Долина Нила получила название «колыбель медицины». Сюда привозили и выращивали такие лекарственные растения, как кедр атлантический, коричное дерево, ладан, мирру. Когда начался исход евреев из Египта в Израиль, около 1250 года до н. э., они захватили с собой много ценных смол и масел. В Ветхом и Новом Заветах Библии есть многочисленные ссылки на масла, и среди них: аировое, кассийное, коричное, иссоповое, оливковое. Новорожденному Иисусу Христу волхвы преподнесли в дар ладан и мирру.

Китай

     Ароматические травы и массаж в Китае использовали задолго до Рождества Христова. Еще 5 тысяч лет назад ки-тайцы использовали съедобные травы и тростник, росшие вдоль берегов Хуанхэ, в гигиенических целях. Книга по ме-дицине «Травник» императора Шэнь-Нун датируется примерно 2700 годом до н. э., в ней содержатся сведения о 365 растениях.    Императору Хуанди приписывают создание книги «Классическая внутренняя медицина желтой империи» (2650 год до н. э.). В этой работе есть несколько ссылок на ароматические лекарственные средства и массаж, и здесь же описаны основы акупунктуры.

Индия

     В Индии растения и вытяжки применяют по крайней мере уже с третьего тысячелетия до н. э. Старейшая система врачевания в Индии носит название Аюр-веда. Она использует много различных техник массажа, воздействие на чув-ствительные точки, ароматические вещества. Одна из старейших индийских книг о растениях — Веды содержит упо-минание о базилике, корице, кориандре, имбире, мирре, сандаловом дереве.

Древняя Греция

     Древние греки сыграли очень важную роль в ароматической медицине, развивая знания, полученные от египтян.
     Самый знаменитый из греков, конечно, Гиппократ (460—370 годы до н. э.), его называют отцом медицины. Он был сторонником целостной системы лечения (то есть сторонником устранять причины болезней, а не только бороться с симптомами, использовать естественную способность тела к самооздоровлению) и рекомендовал ежедневные арома-тические бани и массаж. В «Афоризмах» он писал: «Ароматические бани полезны при лечении расстройств женских органов».
     Греческий врач Асклепиад (128—156 годы до н. э.) верил в «легкие» виды терапии, такие, как купание, массаж, музыка, ароматы, вино. Он выступал против слабительных и рвотных средств, очень популярных в то время. Теофраст, знаменитый греческий ботаник, ратовал за использование духов, пластырей, припарок в медицинских целях. Благодаря этому он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы. Другой известный грек Мегал создал эффективный препарат, содержавший кассию, корицу, мирру. Препарат получил название «Мегалейон» и был известен во всей Греции.

Древний Рим

     Педаний Диоскорид из Анацарбы в I веке написал пятитомный труд «De Materia Medica» («О вопросах врачева-ния»). В одном из томов приводится много сведений об использовании растений и ароматических веществ. Среди 500 описанных в труде растений — кипарис, можжевельник, майоран и мирра. О «Кифи» он говорит, что оно успокаивает и помогает при приступах астмы. Среди других снадобий «Амаракинон» — для лечения геморроев и болезненных мен-струаций, «Сусинон» — при задержке мочи и «Нардинон мурон» — при кашлях и простуде. Почти все современные знания о лекарственных травах берут начало от Диоскорида.
     Римляне обожали духи и ароматические масла. Они использовали их при массаже, умащивали волосы и одежду. Римские проститутки обильно пользовались духами. Гален, лечивший гладиаторов, делал мази и кольдкрем (специаль-ную мазь для умягчения кожи).
Идя на бой, римские легионеры брали с собой мирру для залечивания ран. Знания о целебных свойствах растений распространялись повсеместно по всей разрастающейся империи. Куда бы ни направлялись римляне, они собирали и сажали семена растений. В Британии, например, сажали петрушку, шалфей, сладкий укроп, розмарин, тимьян.
Авиценна
     Считалось, что дистилляцию изобрел Авиценна, рожденный в Персии (980—1037). Примитивная дистилляция существовала и до него, но Авиценна усовершенствовал процесс, удлинив охлаждающую трубку и свернув ее змееви-ком. Это значительно повысило эффективность процесса конденсации пара и получения эссенции. Розовая вода стала очень популярной, она применялась как в медицине, так и в кулинарии. Персы вывозили ее в Китай, Европу, Индию. Для изготовления духов применяли розы, лилии, нарциссы, фиалки.
     За всю жизнь Авиценна написал почти 100 книг. Самая известная из них — «Канон врачебной науки».
     На эту работу ссылались как на стандарт знаний многие медицинские школы в течение 500 последующих лет, вплоть до середины XVI века. Авиценна упоминал о многих эфирных маслах: ромашковом, коричном, укропном, мят-ном.
     Возвращаясь из крестовых походов, крестоносцы привозили с собой знания о лечебных травах и духах некогда огромной Римской империи.

Средние века

     Лекарственные растения выращивали и в орденах католической церкви. Хильдегарда Бингенская, немецкая абба-тиса, даже прославилась благодаря разведению лаванды.
В средние века букеты лаванды и других трав применяли для защиты от чумы. В XIV веке на улицах жгли ладан и сосну. Рядом с жилищами разбрасывали базилик, ромашку, лаванду, мелиссу, тимьян. Заросшие ромашками лужайки стали излюбленным местом отдыха. В Англии широко применяли духи, люди редко мылись и духи использовали, что-бы скрыть неприятный запах немытого тела.
     В XVI веке было написано много книг о дистилляции, особенно в Германии. Широко распространена была алхи-мия — мистическая наука о превращении простых металлов в драгоценные с помощью философского камня. Швейцар-ский врач и алхимик Парацельс в XVI веке написал «Большую хирургическую книгу». Он утверждал, что задача алхи-мии не превращать простые металлы в золото, а, напротив, развивать медицину, особенно применение лекарственных растений.
     В 1597 году немец Брауншвейг опубликовал свою книгу «Neue Vollkommen Distillierbuch» («Новую полную кни-гу о дистилляции»), в которой упоминалось о 25 эфирных маслах.
На протяжении всей эпохи Возрождения эфирные масла применяли очень широко, а ботаника была частью раз-вивающейся медицины.

XVII—XIX века

     Многие английские знатоки лекарственных трав, среди них такие известные, как Джон Паркинсон, Джон Жерар и Николас Калпеппер, жили в XVII веке. В 1653 году Калпеппер написал свой знаменитый «Полный травник». В этот исторический период вновь разразилась чума, принося опустошения, и ароматические травы были широко распростра-нены. Парфюмеры были невосприимчивы к чуме, потому что находились в окружении эфирных масел. В основной ме-дицине применяли эфирные масла при лечении множества наружных и внутренних болезней.
В XVIII веке практически все специалисты по траволечению и некоторые врачи применяли эфирные масла. Сна-добья изготавливались в аптеках, и в каждой из них был свой дистиллятор.
Ученые XIX века определили химический состав некоторых веществ, образующих масла, и дали им имена, на-пример «гераниол», «цитронелол». К несчастью, это привело к созданию химических копий основных составляющих эфирных масел. Использование трав и эфирных масел резко прекратилось, тогда как производящие лекарства компании процветали. К сожалению, синтетические лекарства дают много побочных эффектов, могут быть ядовиты и способны нанести вред организму человека.

XX век

     Французского химика Рене Мориса Гаттефоссэ можно назвать создателем современной ароматерапии. Он приду-мал новое слово и выпустил свою книгу в 1937 году, назвав ее «Aromatherapie» («ароматерапия» — составное слово: франц. aromate — ароматическое вещество, therapie — терапия). Говорят, что однажды он обжег руку во время опыта. Не тратя времени, он окунул ее в первый попавшийся сосуд, там оказалось лавандовое масло. Во время Первой миро-вой войны он лечил солдатам раны эфирными маслами.
     Другие химики тоже исследовали действие эфирных масел. В Австралии Пенфолд и другие ученые изучали дей-ствие масла чайного дерева. В Италии доктора Джованни Гатти и Ренато Кайола открыли психотерапевтические эф-фекты эфирных масел — жасминового и лимонного.
Книга Гаттефоссэ настолько захватила французского военного врача Жана Вальнэ, что он создал в 1964 году од-ноименную с ней собственную книгу «Ароматерапия», которая внесла огромный вклад в эту область целительства. Многие специалисты почитают ее как библию ароматерапии. И во время войны, и после нее он применял эфирные масла для залечивания ран. Вальнэ охотно передавал другим медицинским работникам свои знания о терапевтических эффектах эфирных масел. Во Франции некоторые врачи изучают ароматерапию и прописывают эфирные масла.
     Маргарита Мори (1895—1964) положила начало распространению ароматерапии в Великобритании в конце 50-х годов. Она смешивала эфирные масла с обычными, неароматическими и использовала полученные смеси при массаже. Своей технике она обучала специалистов из салонов красоты и написала книгу об омоложении «Секрет жизни и моло-дости».
     В наши дни быстро растет популярность ароматерапии, ее применяют при многих недугах.